Существует несколько золотых правил проектирования торговых помещений, позволяющих управлять покупательской способностью. С их помощью удается подольше задержать посетителей в ТЦ, подтолкнув к дополнительным приобретениям.
- Правильная форма. Оптимальной формой для ТЦ считается атриумная, так как она делает все торговые очки одинаково доступными.
- Грамотное зонирование. Играет первостепенную роль. Стандартным считается такое распределение торговых площадей:
- 40-50% могут занимать якорные магазины — магазины известных брендов, которые и привлекут посетителей в ТЦ;
- 10-20% идет под небольшие частные бутики;
- 30% выделяется под развлекательную зону;
- 5% остается под фуд-корт.
Администрация, подсобные и технические помещения располагаются в отдаленных частях строения или на верхних этажах. Как правило, эту часть или весь этаж закрывают для посетителей.
Хорошо, когда в здании есть объединяющие помещения, доступ к которым одинаково удобен из любой точки. В таких помещениях обычно располагают зоны отдыха и фуд-корты.
- Рациональное использование площадей. Все площади ТЦ, включая подземную часть, должны быть максимально задействованы. Наша цель при проектировании торговых предприятий — найти оптимальное соотношение между экономией пространства, удобством и соблюдением законодательных норм.
- Хорошая навигация. Важно правильно направлять покупательские потоки: попадая внутрь, посетитель должен попасть в максимальное количество торговых точек. Планировка должна быть понятна, чтобы потенциальные покупатели легко ориентировались.
- Отсутствие «мертвых зон». В здании не должно быть отдаленных уголков, доступ к которым затруднен. Оптимально, все помещения должны хорошо просматриваться из центральных холлов. Если это невозможно, стоит поработать над элементами дизайна, которые привлекут покупателей даже в дальний конец коридора. В противном случае торговые точки в таких зонах останутся невостребованными у арендаторов.
- Спокойная атмосфера. Важно создать условия, при которых покупателю будет комфортно выбирать и рассматривать товар. Свет не должен бить в глаза или быть тусклым, пол должен быть ровным и нескользким, чтобы человек чувствовал себя расслабленно и не боялся упасть. Музыкальный фон выбирается тихий и ненавязчивый.
- Вертикальная доступность. Для многоэтажных ТЦ важно, чтобы посетители распределялись по этажам, а не ходили исключительно внизу. Для этого рекомендуется строить эскалаторы недалеко от входа: попадая внутрь, люди сразу поднимаются наверх, а уже потом спускаются вниз по лестнице, расположенной в другой части здания.
Лестницы и лифты должны располагаться в разных частях строения, чтобы посетители могли легко попасть вниз или наверх. При проектировании торговых зданий обязательно стоит предусмотреть подъемники для маломобильных граждан. - Яркие акценты. Посетителям легче запомнить не конкретную торговую точку, а место, где она располагается. В связи с этим стоит установить по всему ТЦ привлекающие внимание таблички и броский декор.
С помощью декора можно приманить людей и в отдаленную зону или на верхние этажи. Например, создать в нужных местах красивые фотозоны, обустроить живой уголок с аквариумами, клетками с грызунами и попугаями или другими привлекающими внимание объектами.